Татьяна Всеволодовна, воспитатель МАДОУ детский сад №45 «Анкудиновский парк»

Сессия Молодых Ученых Доклад на тему: «Проектирование и реализация литературного воспитания дошкольников»

Доклад на тему: «Проектирование и реализация литературного воспитания

дошкольников»

Во все времена проблема литературного воспитания у детей дошкольного возраста была чрезвычайно актуальна.  Сегодня приобщение детей к чтению требует внимания ровно также, как и формирование интереса к литературе.

Объект исследования: Литературное воспитание дошкольников

Предмет исследования: Комплекс мероприятий как средство литературного воспитания дошкольников.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс литературного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если систематически использовать в воспитательно-образовательной работе с детьми комплекс специально подобранных мероприятий. 

Цель исследования: Повышение уровня литературного воспитания старших дошкольников, по средством проектирования мероприятий на основе современных технологий.

Задачи исследования:

· Изучить теоретические основы литературного образования дошкольников.

· Провести первичную диагностику детей старшего возраста в рамках исследования.

· Спроектировать и апробировать мероприятия по повышению уровня литературного воспитания дошкольников.

· Оценить эффективность разработанного комплекса мероприятий в рамках исследования.

· Проанализировать полученные результаты и сформулировать методические рекомендации для педагогов и родителей по литературному воспитанию дошкольников.

К.Д. Ушинский отмечал, что «книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, в приобщении его к родному языку», поэтому в своих трудах о формировании круга детского чтения писали В.Г. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Л.Н. Толстой.

Основными критериями эксперимента были наличие читательского интереса, особенности восприятия литературного текста детьми старшего дошкольного возраста, отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. Для определения данных по категориям, применялись методики Л.М. Гурович (наблюдение изо/театр/игр.деят., Инд.беседа – любимое занятие дома, в саду через карточки, игра Библиотека, ? нравится ли слушать чтение), по выявлению читательских интересов, и методика освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы». (берут книгу сами, рассуждают, анализируют персонажей, чтение стихов, пересказ, импровизация).

Проведенная диагностика помогла составить план развития литературного воспитания  у  дошкольников  через пополнение театрального уголка, организацию предметно-пространственной среды, новые дидактические игры, беседы о книге, пересказ, инсценировка произведения, рисование, заучивание стихов, реализацию проектов.

В рамках рекомендаций родителям представлена в группе наглядная информация в виде консультации, также, что дети читали сегодня, список книг для семейного чтения, о чем можно побеседовать с ребенком. Заинтересованное взаимодействие воспитателей, родителей и детей – лучшее в рамках поставленных задач.

Комплекс мероприятий, направленный на формирование и развитие интереса у дошкольников к художественной литературе, позволяет будущему школьнику легко осваивать программу обучения в школе, владеть своей речью и уметь грамотно формулировать мысли. Именно поэтому важно воспитывать детей через работу с книгой и чтение художественной литературы.

Резюмируя отмечаем, для того, чтобы у детей возник интерес к книге и чтению, важно создать определенные условия:

– доступная предметно-пространственная среда согласно возрасту ребенка,

- применение сюжетно-ролевых игр, дидактических пособий,

- систематическое чтение в комфортной обстановке,

- проведение тематических бесед, конкурсы, викторины, квесты,

- привлечение родителей к формированию интереса к чтению у детей.

1 марта 2021 в 17:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.